Радомир

Новости

14.05.2012 г.

На установку общедомовых счетчиков остается меньше двух месяцев!
 
До 1 июля во всех жилых домах должны появиться приборы учета четырех видов энергоресурсов: электричества, тепла, холодной и горячей воды.
Альтернативы нет: если собственники не позаботятся об этом вовремя и самостоятельно, счетчики установят сами энергетики, а счет за это выставят жильцам. Давайте разберемся, зачем это надо, кто и сколько должен платить?
ТОТАЛЬНЫЙ ПОДСЧЕТ
«Оприборивание» домов — это второй этап масштабной работы по подсчету всех энергоресурсов, которые тратят жители, органы власти, коммерческие и промышленные предприятия страны. Первый закончился 1 января прошлого года. До этой даты счетчики должны были появиться на всех объектах, принадлежащих юридическим лицам, органам власти и местного самоуправления. Теперь закон об энергосбережении «добрался» и до жилого фонда.
Вообще-то среди ресурсов, подлежащих обязательному учету, изначально присутствовал и газ, но сроки установки газосчетчиков продлили до 2015 года. Определенная логика в это есть — на долю голубого топлива в общей квитанции приходится едва ли 5 процентов. Однако в течение ближайшего времени эта «непропорциональная», по мнению федерального Минэнерго, дешевизна будет ликвидирована: газ вырастет в цене. Тогда и мотивация считать подорожавший ресурс будет более весомая, а бездумно расходовать его, например на обогрев помещений, станет накладно.
Узел учета, которым должен быть оборудован каждый дом, подсчитывает, сколько его жители все вместе тратят холодной и горячей воды, тепла и электроэнергии. Сегодня такие узлы стоят практически по всему Екатеринбургу, однако в области ситуация другая. По данным регионального Минэнерго, приборы учета электроэнергии есть в 91 проценте всех домов, холодной воды — в 63, тепла и горячей воды — в 55 процентах.
Как водится, оставшегося до 1 июля времени может не хватить, отмечают специалисты. Итак, что же через два месяца изменится для обитателей тех домов, что не попали под «оприборивание»? По словам начальник отдела энергосберегающих технологий свердловского Минэнергетики и ЖКХ Александра Чистякова, изменится порядок расчетов за монтаж приборов.
Сегодня право их устанавливать лежит на управляющих компаниях (УК): они должны оказывать жителям такую услугу и информировать их об этом. С июля УК из этого процесса будут исключены. Обязанность возложат на ресурсоснабжающие организации. Причем они могут оснастить дом за свой счет, даже не спрашивая об этом жителей, а потом потребовать от них возмещения расходов. Если собственники не примут осознанного решения, закон разрешает взыскивать с людей затраты в течение пяти лет с рассрочкой по ставке рефинансирования Центрального банка.
Другими словами, платить за общедомовые приборы придется все равно. Разница лишь в том, как и кому. Добровольно — управляющей компании или добровольно-принудительно — ресурсоснабжающей организации.
Поставщики ресурсов по большей части уже готовы к этому. Более того, по словам заместителя гендиректора Облкоммунэнерго Михаила Татищева, они заинтересованы в установке приборов там, где есть проблемы с потребителями: большие потери или несанкционированное потребление.
ЦЕНА ВОПРОСА
В среднем за узел учета четырех видов ресурсов придется заплатить от 350 до 450 тысяч рублей. Эта сумма включает в себя стоимость проектирования, пусконаладочных работ, материалов и собственно прибора. Речь идет о современном устройстве, которое дает возможность удаленного доступа к информации о потребленных ресурсах.
Однако раскошеливаться по полной программе придется не всем. В 2012 году Свердловская область выделяет муниципалитетам субсидии на установку приборов учета в размере 294 миллионов рублей. Местные бюджеты выделяют на эти цели порядка 90 миллионов. Чтобы получить помощь, муниципальные образования должны определить критерии отбора «счастливчиков». Например, таким условием может стать объем потребления, количество квартир в доме или финансовое участие его жителей. Жители — третье звено в цепочке софинансирования. И, как водится, чем более активно граждане готовы «поучаствовать», тем лучше.
— Например, в городе надо оснастить приборами 100 домов, а учитывая расходы местного бюджета, денег он получил только на 50, — приводит пример Чистяков. — Минимальная доля участия собственника должна быть не менее 5 процентов. И тут начинается некое соревнование: жители одного дома готовы дать не более пяти, а другие согласны и на 15 процентов. В последнем случае за эти же деньги можно оснастить приборами больше зданий.
Да 15 мая муниципалитеты определятся с перечнем домов, на «оприборивание» которых они потратят областные субсидии. Но здесь есть тонкость: эти деньги предназначены не для финансирования установки приборов, а для возмещения управляющим компаниям уже понесенных затрат. При этом жильцы в зависимости оттого, посчастливилось ли их дому попасть в муниципальную программу, постепенно выплачивают либо свой процент участия, либо полную стоимость счетчика.
ЧЬЯ НОША?
После того как приборы учета установлены, обязанность по их эксплуатации ложится на управляющую компанию: та, по идее, должна обслуживать их точно так же, как менять лампочки в подъездах и красить перила. Однако не все так просто.
— Мало поставить узел учета, его нужно поддерживать в рабочем состоянии, — говорит Татищев. — Мы знаем, в каком состоянии находятся подвалы наших домов, где именно и стоят приборы, поэтому на поддержание их работоспособности могут потребоваться дополнительные деньги. Сейчас они не заложены в собираемых коммунальных платежах. И пока эта проблема никак не решается. А между тем такие комплекты, за которыми никто не следит, уже через год могут выйти из строя.
Еще более сложный вопрос — поверка приборов. В момент их установки ответственность за точность показаний лежит на организации, которая их ставит. Однако впоследствии обязанность проводить регулярные проверки (в зависимости от типа счетчика — через 4—6 лет) возлагается на собственников. Получается, именно жильцы должны проявлять инициативу и нанимать лицензированные организации для этой операции, именно жильцы должны первыми ратовать за установку как общедомовых, так и индивидуальных счетчиков. Именно от жильцов зависит в конечном итоге, сколько — больше или меньше—придется платить за коммуналку.
НА ЗАМЕТКУ
Если вы подозреваете, что суммы коммунальных платежей завышены
В первую очередь с претензиями надо идти в управляющую компанию. Это звено, которое стоит между потребителем и ресурсоснабжающей компанией.
Если ответ УК вас не устроил, можно напрямую обратиться к поставщику ресурса, расчет за который, по вашему мнению, неверен.
Если все эти усилия не принесли результата, жалобу на неправильное начисление платежей следует направить в Роспотребнадзор.
МЕЖДУ ТЕМ
Практика показывает, что наличие счетчиков не всегда ведет к уменьшению коммунальных платежей. Увеличение может произойти там, где нормативы потребления ресурсов установлены ниже фактического. Так, например, происходит в запущенных старых домах — хрущевках и брежневках, где тепло буквально уходит сквозь стены. Однако, как правило, норматив дается с «запасом», поэтому, определив при помощи приборов фактическое потребление тепла и воды, суммы в платежках можно существенно— на 15—20 процентов—снизить.
КОММЕНТАРИЙ
Иван Кокшаров, начальник управления транспорта и учета электроэнергии филиала «Свердловэнерго»:
— Федеральный закон РФ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» устанавливает, что потребители — лица, ответственные за содержание многоквартирного дома, обязаны завершить оснащение домов коллективными приборами учета электрической энергии, а также осуществить ввод установленных приборов в эксплуатацию до 1 июля 2012 года.
В этот же срок должны установить приборы учета в случае их отсутствия или неработоспособности собственники жилых, дачных или садовых домов, которые объединены общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к сетям централизованного электроснабжения. При этом в коттеджных, дачных и садовых поселках необходим коллективный учет электроэнергии, то есть установлены общие счетчики.
Есть несколько вариантов, как это сделать. Можно обратиться в сетевую организацию, к сетям которой непосредственно присоединены объекты потребителя, в сбытовую компанию, если с ней заключен договор энергоснабжения, к исполнителю коммунальных услуг либо в любую организацию, занимающуюся установкой приборов учета. Сегодня рынок богат на такие предложения. На сайте ОАО «МРСК Урала» размещен перечень рекомендуемых приборов учета, можно его изучить и сделать выбор. Счетчики продаются в любом специализированном магазине. После установки прибор учета нужно принять в качестве коммерческого, вызвав для этого представителей сетевой или сбытовой организации (исполнителя коммунальных услуг). Приемка — очень важный этап ввода прибора в эксплуатацию, при этом должен быть подписан соответствующий акт. Если приемка не произведена с подписанием документа, де-юре показания для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию не применяются.
Кроме того, правительством России предусмотрены и другие меры по обеспечению учета энергетических ресурсов. В настоящее время готовятся изменения в правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Например, норматив потребления электроэнергии вырастет так, что без счетчика пользоваться электроприборами станет просто невыгодно.

«Идем по приборам»
Российская газета